Человеческий голос – это король музыкальных инструментов. Ему уступает любой, даже самый совершенный музыкальный инструмент.
C. Панова.
Создание инструмента – это дело рук человека, а голос это создание творца и человек может раскрыть возможности этого инструмента для передачи тончайших нюансов человеческой души посредством звука, неся свет тепло и радость людям.
На заре своего существования люди умели понимать друг друга при помощи звуков. Пользуясь ими, они выражали радость и горе. Так зародилось примитивное пение, которое приобрело со временем большую эмоциональность, но это были лишь первые шаги в вокальном искусстве. На протяжении многих веков искусство вокала развивалось и совершенствовалось.
Музыкальные инструменты заявили о себе значительно позже. Сначала возникли примитивные, а затем более сложные музыкальные инструменты, способные более тонко выражать художественные замысли композиторов, но по красоте звучания им так и не удалось заменить и превзойти самый первый музыкальный инструмент, который господствует и по сей день над ними – человеческий голос, выразитель духа творца.
В настоящее время в Московских музыкальных вузах, выпускающих музыкантов–вокалистов эстрадного профиля, преподают педагогои методики которых заслуживают внимания и безусловно формируют профессиональные и эстетические навыки учащихся. Как правило, эти методики в основном направлены на формирование художественной и общей культуры студентов, на расширение репертуара начиная с первого года обучения.
На наш взгляд (взгляд преподавателей инструментального вокала) данный подход недооценивает важности формирования вокально–технических навыков, которые являются средством для достижения высшей цели–духовного исполнения музыкального произведения.
В эпицентре работы с вокалистами по нашему мнению должно стоять духовное развитие человеческой личности, которое сможет выразить себя через исполнение, используя голос–инструмент, оформленный в специальном вокально–техническом режиме:
1) дыхание
2) тембр
3) экспрессия.
Это требует длительного, системного и ритмичного обучения не менее 2х–3х раз в неделю.
Академическое сольное пение в России имеет сильную школу и крепкие традиции, которые способствуют выработке округленного, опертого смешанного звучания голоса и кантиленного пения.
Основными положениями российской школы кантиленного пения являются:
1) Развитие и укрепление длительного дыхания.
2) Высокая позиция звучания голосов, обеспечивающая для всех голосов характерные акустические колебания.
3) Смешение головного и грудного звучания в зависимости от тисситуры и содержания исполняемого произведения.
4) Свободное положение гортани.
5) Освобождение мышц надставной трубы oт излишнего напряжения.
Эволюция вокального преподавания затрагивает три аспекта: технический, стилистический и духовный. Первый касается формирования голоса певца, т.е певческого инструмента и умения им пользоваться. Второй–воспитание вкуса и чувства прекрасного, проявляющегося при исполнении музыки. Третий–развитие тончайших нюансов в ощущениях и передаче своего ментального и эмоциональног переживания через пение.
Анализируя существующие методики преподавания вокала в России и за рубежом, можно с уверенностью сказать, что методика прподавания инструментального вокала по школе М.Л. Коробковой во многом основывается на слуховом и теоретическом опыте мастеров итальянской школы, таких, как Лаури–Вольпи, Титто Гобби, Каррузо, Джилли, Марии Каллас, Дельмонако, Ренатто Тибальди, Паваротти, Монсеррат Кабалье, и русской академической школы, яркими представителями которой являются: Шаляпин, Нежданова, Собинов, Обухова, Лемешев, Козловский, Мария Биешу и Архипова.
Также в основу этой школы вошел анализ творчества мастеров современного эстрадного вокала: Фицджеральд, Армстронг, Сара Воон, Билли Холлидей, Астра Джульберта, Жобим, Стив Вандер, Фредди Меркьюри, Пол Маккартни, Йан Гиллан, Бенсон, Джордж Майкл, Стинг, Хьюстон, Марая Керри, Тони Брекстон, Барбара Стрейзанд, Селин Дион.
Что дает школа? Она создает музыкальный инструмент, превращает гортань, дыхательную систему и резонаторы в гармоничное целое, которое может породить музыкальный звук, соответствующий эстетическим и аккустическим законам.
Акустическим законам нет дела до различия школ, потому что они ведают лишь физической природой звука, школа же исправляет недостатки и несовершенства, воспитывает голос прививает навыки технического мастерства соответствующие различным музыкальным жанрам и различному оркестровому и инструментальному сопровождению.
Необходимость создания новых подходов к преподаванию вокала обуславливается появлением новых направлений жанров стилей современного музыкального искусства, сформировавшихся во вторй половине ХХ столетия таких как джаз, рок, соул, кантри, поп музыка и др., которые требуют большого мастерства от исполнителя.
Преимущество методики преподавания инструментального вокала заключается в том, что она дает возможность певцам открыть тембральные краски голосового аппарата характерные для индивидуальности каждого певца, укрепить голос, расширить диапазон.
Данная методика преподавания дает возможность певцам, не обладающим сильными от природы голосами, но овладевшими определенными вокально–техническими навыками, в результате длительного обучения проявить при помощи внутренней энергии высокую духовную устремленность к красоте и повести за собой слушателя, поднимая высочайшие вибрации его души.